«Коррекция и
развитие эмоционально-волевой сферы у детей».
У
детей с неразвитой эмоционально-волевой сферой наблюдается неустойчивость и
слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность.
Эмоционально-волевая сфера ребенка испытывает и подвергается сильным нагрузкам,
как губка, впитывая весь негатив окружающего мира. И
поэтому часто в общении со сверстниками ребенок с нарушениями в развитии, может
отвечать различными эмоциональными реакциями – обидой, страхом, гневом,
повышенной тревожностью, что свидетельствует о незрелости эмоционально-волевой
сферы.
Современные
дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными
средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром.
Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы, очень
актуальна и важна.
Коррекция
эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития это организованная
система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением
является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и
самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных
эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость,
тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является
коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной
устойчивости и саморегуляции.
Во
время занятий, необходимо использовать разнообразные
методы коррекции для формирования и развития эмоционально-волевого компонента.
Приемы коррекции
эмоционально-волевой сферы детей
1.Игротерапия
- используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной
устойчивости и саморегуляции, игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть
(почувствовать) перспективы изменения, построить новые модели поведения,
научиться по-другому, относиться к миру и себе;
2.
Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве
и творчестве (пластилинография, рисунки на спине, монотипия, рисунки на стекле,
рисование тычками). В узком смысле слова под арт-терапией обычно
подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на
психоэмоциональное состояние человека.
Арт-терапия
в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при работе сданной
категорией детей. Участие ребенка с проблемами в умственном развитии в художественной
деятельности со сверстниками развивает его социальный опыт, учит его адекватному
взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию
нарушений коммуникативной сферы.
3
Сказкотерапия. Сказка может в
увлекательной форме и доступными словами показать
окружающую
жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или
иной поступок. Обязательным условием для детей является использование наглядной опоры.
3.
Музыкотерапия - один из видов арт-терапии, направленный на профилактику,
психокоррекцию
личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется
как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого
нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов,
коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.
4.Релаксация
– способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия,
снятие эмоционального напряжения.
5.Дыхательная
гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам
релаксации, развитию навыков само регуляции и самоконтроля поведения.
6.Песочная терапия. Песочная терапия
эффективна тем, что позволяет дошкольникам выстроить свой индивидуальный мир.
При этом ребенок ощущает себя в роли творца, задающего правила игры. Обычное
пересыпание песка позволяет малышам успокоиться и снять напряжение. При лепке
фигурок у них развивается мелкая моторика, пробуждается фантазия и
стимулируется заинтересованность.
Отсутствие самоконтроля способно вылиться в
трудности в учебной и трудовой деятельности, в построении межличностных
отношений, создании семьи. Необходимо дать ребенку
возможность чувствовать себя защищенным, уделять общению с ним должное
внимание, в противном случае у дошкольника сформируется неуверенность в себе,
недоверие, даже чувство страха, которое, в свою очередь, вызовет такие
проблемы, как заикание, тики, скажется на социализации личности.
Коррекция
эмоционально-волевой сферы детей
Родителям
очень важно учить малыша контролировать свои эмоции, иначе в недалеком будущем
он может столкнуться с проблемами неврозов, весьма актуальными для современной
действительности.
Рекомендации:
1.
В семье должен преобладать единый стиль воспитания.
2.
Необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним
происходит, что он чувствует, думает.
3.
Родители должны быть более последовательными в требованиях.
4.
Эмоциональные дети нуждаются в двигательной физической активности.
5.
Необходимо обучать их расслаблению, релаксации.
Таким образом, формирование
эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в развитии является одним из
важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно
обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствуют семья, детский сад, школа,
вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая
сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в
психическом развитии личности.