Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.
●
Воспитатель, работающий в группе
комбинированной или компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен
учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной
категории.
●
При проведении любого вида занятий или
игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи
общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные
задачи.
●
Воспитатель должен обращать свое внимание
на коррекцию имеющихся отклонений в интеллектуальном и физическом развитии, на
обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и
совершенствование сохранных анализаторов детей.
●
Необходимо учитывать индивидуальные
особенности каждого ребенка.
●
Особое внимание должно уделяться развитию
познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание ещё и под
влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими,
●
Вся работа воспитателя строится в
зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили
данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством
учителя – дефектолога и/или учителя – логопеда).
●
Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии,
приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по
картине.
●
Первостепенными при изучении каждой новой
темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания,
восприятия, памяти. Необходимо широко использовать сравнения предметов,
выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам
и т.д.
●
Вся коррекционно – развивающая работа
воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя –
дефектолога и учителя – логопеда группы.
●
Индивидуальная коррекционная работа с
детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое
место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на
подгрупповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.
●
В первые две – три недели сентября
воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом и учителем-логопедом,
проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка
по каждому виду деятельности.
●
Важным направлением в работе воспитателя
является компенсация психических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого
недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к
дальнейшему обучению в школе.
●
В задачу воспитателя входит
создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе,
укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных
переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.
●
В коррекционной работе с детьми с ЗПР
воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и
упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение
изучаемого материала.