Музыка в формировании нравственно – патриотических качеств дошкольников.

Музыка в формировании нравственно – патриотических качеств дошкольников.

 

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Эта тема стала приоритетным направлением в воспитании наших детей.

    Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка, особенно это касается дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Одним из  этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины.

 Для ребенка-дошкольника Родина – это мама.

«Мама и Родина очень похожи – мама красивая, Родина тоже».

-Это близкие родные люди, окружающие его.

-Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.

Музыка помогает в формировании его чувств в отношении к окружающему миру.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом

воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции,

выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений.

Песни о маме – самые любимые  в детском репертуаре.

Они исполняются как на музыкальных занятиях, так и на праздниках,

посвященных женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День Матери.

Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы. «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», Край родной», «Березонька», «Рябинушка» и др. песни.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

 Старшие дошкольники знакомятся с произведениями выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, и др.

Для слушания музыки программой предлагается большой репертуар музыкальных произведений, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл "Времена года", А.Вивальди цикл "Времена года", Э. Григ сюита "Пер Гюнт" и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема "Защитников Отечества".

Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них "Бравые солдаты", муз. А.Филиппенко, «Солдатушки – бравы ребятушки», р.н.п., «Защитники Отечества» муз. И. и Н. Нужины, «Наша армия» муз. И. Резник

Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Песни, пляски, военные игры дети с гордостью исполняют на празднике, посвященном Дню защитника Отечества.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. В этой Огромное значение для ребят имеет присутствие ветеранов ВОВ на праздновании, посвящённом Дню Победы. Такие встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

 

Фольклорные произведения: хороводы, песни, танцы русского народа не только вызывают интерес к обычаям, но и помогают воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии.

Чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания  и духовный мир детей. От того, какие песни слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. 

Для этого в репертуар включаются народные песни, народные игры, игра на народных музыкальных инструментах.

Соприкосновение с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут нравственно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей малой родине, прививать средствами народного искусства любовь к Родине

  Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

В заключении, хочется сказать:

музыка способна очень тонко воздействовать на чувства, настроения ребенка, поэтому она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, и является сильным средством формирования нравственно-патриотических чувств.

Прикрепленные файлы

docx
gotovaya-prezentaciya-muzika-v-formirovanii-nravstvenno.docx 17,55 Kb 27.02.2024