Музыка в формировании нравственно – патриотических
качеств дошкольников.
«Только тот, кто любит, ценит и
уважает
накопленное и сохранённое
предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Воспитание чувства
патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким
людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в
становлении личности ребенка. Эта тема стала приоритетным направлением в
воспитании наших детей.
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным
средством воспитательного воздействия на ребенка, особенно это касается
дошкольного возраста.
Одна из важнейших задач музыкального
образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на
процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте
формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Одним из
этапов работы в
этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом
Родины.
Для
ребенка-дошкольника Родина – это мама.
«Мама и Родина очень похожи – мама
красивая, Родина тоже».
-Это близкие родные люди, окружающие его.
-Это дом, где он живет, двор, где играет,
это детский сад с его воспитателями и друзьями.
Музыка помогает в формировании его чувств
в отношении к окружающему миру.
Невозможно переоценить роль музыки в
нравственно-патриотическом
воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть
свои эмоции,
выразить свое любовное отношение к тому
уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и
развлечений.
Песни о маме – самые любимые в детском репертуаре.
Они исполняются как на музыкальных
занятиях, так и на праздниках,
посвященных женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало
доброй традицией отмечать День Матери.
Через восприятие музыкальных образов,
вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты,
воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы. «Посмотри, как
хорош край, в котором ты живешь», Край родной», «Березонька», «Рябинушка» и др.
песни.
Выразительность музыкального языка,
яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность
песен, воспевающих красоту родной природы.
Старшие дошкольники знакомятся с
произведениями выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский,
Н.А. Римский-Корсаков, и др.
Для слушания музыки программой предлагается
большой репертуар музыкальных произведений, характеризующая образы природы:
П.Чайковский цикл "Времена года", А.Вивальди цикл "Времена
года", Э. Григ сюита "Пер Гюнт" и множество других пьес и
музыкальных произведений для детей.
Особое значение в рамках
нравственно-патриотического воспитания имеет тема "Защитников
Отечества".
Эта тема очень любима детьми. Песни
этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них
"Бравые солдаты", муз. А.Филиппенко, «Солдатушки – бравы ребятушки», р.н.п.,
«Защитники Отечества» муз. И. и Н. Нужины, «Наша армия» муз. И. Резник
Они написаны в темпе марша, содержание
их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей
Родины.
Песни, пляски, военные игры дети с
гордостью исполняют на празднике, посвященном Дню защитника Отечества.
Говоря о
защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В
этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с
песнями тех времен и о тех временах. В этой Огромное значение для ребят имеет
присутствие ветеранов ВОВ на праздновании, посвящённом Дню Победы. Такие
встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в
формировании их морального облика и духовного воспитания.
Фольклорные произведения:
хороводы, песни, танцы русского народа не только вызывают интерес к обычаям, но
и помогают воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор
и задорные плясовые мелодии.
Чувства, возникающие при восприятии
музыки, обогащают переживания и духовный
мир детей. От того, какие
песни слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к
окружающему.
Для этого в репертуар включаются
народные песни, народные игры, игра на народных музыкальных инструментах.
Соприкосновение с народным искусством,
традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут нравственно обогатить
ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к
своей малой родине, прививать средствами народного искусства любовь к
Родине
Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в
слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными
достоинствами и высокой познавательной ценностью.
В заключении, хочется сказать:
музыка способна очень тонко
воздействовать на чувства, настроения ребенка, поэтому она способна
преобразовывать его нравственный и духовный мир, и является сильным средством
формирования нравственно-патриотических
чувств.