Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» в средней группе на тему «Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» в средней группе на тему «Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Воспитатель: Арефьева Г.К.

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, вызвать желание драматизировать отрывок из произведения.

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту.

- Учить детей пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

-Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по чтению отрывков, по атрибутам.

- Учить строить развёрнутые высказывания.

Развивающие:

- Развивать диалогическую форму речи.

- Расширять и активизировать словарный запас.

Воспитательные:

- Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность.

 - Воспитывать интерес к русским народным сказкам;

 

Предварительная работа: Накануне в уголок книги на видное место следует поместить иллюстрированное издание сказки. Обратить внимание детей на героев сказки, на то, что они делают, на их мимику.

Оборудование: Сундучок, книги – сказки, презентация – иллюстрации, атрибуты лисы и волка.

Ход ООД:

Организационный момент

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать!

Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости к сказкам. А что же это за сундучок? (Воспитатель вместе с детьми подходит к сундучку.) А давайте мы посмотрим, что же находится в сундучке. Что же здесь? Сказки!

 «Угадай сказку»

Воспитатель: -А какие здесь сказки, угадайте, ребятки, по отрывку.

Воспитатель: «-Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

– Ой, тепло, голубчик.,,»

Дети: «Морозко»

Воспитатель: Молодцы, правильно!

 

Воспитатель: -Слушайте следующую сказку (читает)

«Печка ей отвечает:

- Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

-Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…»

Дети: «Гуси-лебеди»

Воспитатель: -Ребята, а это что за предмет и из какой он сказки, как вы думаете? (скалка)

Дети: -Это скалка, из сказки «Лисичка со скалочкой»

 Воспитатель: - Молодцы, правильно! Давайте посмотрим, какие сказки еще здесь есть? (показ книги и иллюстраций)

Дети: «Заюшкина избушка»

Воспитатель: Молодцы! Как много книжек спрятались в сундучке! А это какая сказка? (показ книги и иллюстраций)

Дети: «Петушок и бобовое зернышко»

Воспитатель: - Посмотрите внимательно на эти книги и скажите, о чем мы будем сегодня говорить? (о русских народных сказках) Кто сочинил эти сказки? (народ, простые люди) Есть много сказок о людях, о волшебстве, о животных.

Воспитатель: Молодцы, дети! А эту сказку я вам еще не читала. Это русская народная сказка о животных - „Лисичка-сестричка и волк“. Ну а сейчас устраивайтесь поудобнее. Я прочитаю вам эту сказку. Итак, русская народная сказка „Лисичка-сестричка и волк“.

Чтение сказки с показом презентации – картинки

Воспитатель: -Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!

Обсуждение сказки

Воспитатель: -Ну, что ребята, понравилась Вам сказка?

 Вопросы к детям:

- Как она называется?

-Кто главные герои сказки?

- Какая по характеру лиса? (Хитрая, плутовка, обманщица)

- Какой в сказке волк? (Голодный, добрый, доверчивый)

- Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу? (Опустить хвост в прорубь)

- Зачем лиса намазала себе голову тестом?

- Хорошо ли поступила лиса? (Нет)

- Почему?

-Кто вам понравился больше лиса или волк?

-Какого героя сказки можно пожалеть?  (Волк и лиса считались приятелями, нужно уважать других, относиться по-доброму)

 Итог: -Что же плохого сделала лиса, ребята? Правильно, она обманула волка. Как же можно ее назвать? Обманщица. А разве правильно она сделала? Обманывать нельзя! Сказка учит отличать добро от зла.

- Давайте вспомним, чем закончилась сказка, что приговаривала лиса, когда ехала на волке? (Битый небитого везет)

- Что спрашивал волк у лисы? (Что ты мне лисонька говоришь?)

- А она, что ему ответила? (Битый битого везет)

Инсценировка отрывка сказки

 Воспитатель: - Давайте разыграем сценку - беседу лисы с волком.

Воспитатель вызывает исполнителей на эти роли, одевает атрибуты- шапочки)

Воспитатель: -Едет лиса на волке (один ребенок держится за другого) да потихоньку и приговаривает…

Лиса. Битый небитого везет, битый небитого везет!

Волк. Что ты, лисонька, говоришь?

Лиса. А я, волчок, говорю: битый битого везет.

Волк. Так, лисонька, так.

Воспитатель: -Довез волк лису до ее норы, соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком…

Дети: посмеивается.

Отрывок разыгрывается еще раз с участием других исполнителей.

Воспитатель: -Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам!

Рефлексия

Воспитатель: -Что мы сегодня делали? Что понравилось?  Какие сказки мы сегодня с вами угадывали? Чему учат сказки?  С какой сказкой мы сегодня познакомились? На примере сказки мы увидели, что нельзя обижать друзей. 

 Воспитатель: -Ну а сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.

Вот мы и вернулись. Молодцы, ребята.