Конспект
организованной образовательной деятельности по образовательной области «речевое
развитие» в средней группе на тему «Чтение детям русской народной сказки
«Лисичка-сестричка и волк»
Воспитатель: Арефьева Г.К.
Цель: Познакомить детей
с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова),
помочь оценить поступки героев, вызвать желание драматизировать отрывок из
произведения.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать
на вопросы полным ответом по тексту.
- Учить детей пересказывать наиболее выразительные и
динамичные отрывки из сказок.
-Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по чтению
отрывков, по атрибутам.
- Учить строить развёрнутые высказывания.
Развивающие:
- Развивать диалогическую форму речи.
- Расширять и активизировать словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать моральные качества: уважение, доброту,
честность.
- Воспитывать
интерес к русским народным сказкам;
Предварительная работа:
Накануне в уголок книги на видное место следует поместить иллюстрированное
издание сказки. Обратить внимание детей на героев сказки, на то, что они
делают, на их мимику.
Оборудование:
Сундучок, книги – сказки, презентация – иллюстрации, атрибуты лисы и волка.
Ход ООД:
Организационный момент
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости
к сказкам. А что же это за сундучок? (Воспитатель вместе с детьми подходит к
сундучку.) А давайте мы посмотрим, что же находится в сундучке. Что же здесь?
Сказки!
«Угадай сказку»
Воспитатель: -А какие здесь сказки, угадайте, ребятки,
по отрывку.
Воспитатель: «-Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе,
красная? Тепло ли тебе, лапушка?
Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
– Ой, тепло, голубчик.,,»
Дети: «Морозко»
Воспитатель: Молодцы, правильно!
Воспитатель: -Слушайте следующую сказку (читает)
«Печка ей отвечает:
- Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
-Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и
пшеничные не едятся…»
Дети: «Гуси-лебеди»
Воспитатель: -Ребята, а это что за предмет и из какой
он сказки, как вы думаете? (скалка)
Дети: -Это скалка, из сказки «Лисичка со скалочкой»
Воспитатель: -
Молодцы, правильно! Давайте посмотрим, какие сказки еще здесь есть? (показ
книги и иллюстраций)
Дети: «Заюшкина избушка»
Воспитатель: Молодцы! Как много книжек спрятались в сундучке!
А это какая сказка? (показ книги и иллюстраций)
Дети: «Петушок и бобовое зернышко»
Воспитатель: - Посмотрите внимательно на эти книги и
скажите, о чем мы будем сегодня говорить? (о русских народных сказках) Кто
сочинил эти сказки? (народ, простые люди) Есть много сказок о людях, о
волшебстве, о животных.
Воспитатель: Молодцы, дети! А эту сказку я вам еще не
читала. Это русская народная сказка о животных - „Лисичка-сестричка и волк“. Ну
а сейчас устраивайтесь поудобнее. Я прочитаю вам эту сказку. Итак, русская
народная сказка „Лисичка-сестричка и волк“.
Чтение сказки с показом презентации –
картинки
Воспитатель: -Вот и сказке конец, а кто слушал,
молодец!
Обсуждение сказки
Воспитатель: -Ну, что ребята, понравилась Вам сказка?
Вопросы к
детям:
- Как она называется?
-Кто главные герои сказки?
- Какая по характеру лиса? (Хитрая, плутовка,
обманщица)
- Какой в сказке волк? (Голодный, добрый, доверчивый)
- Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?
(Опустить хвост в прорубь)
- Зачем лиса намазала себе голову тестом?
- Хорошо ли поступила лиса? (Нет)
- Почему?
-Кто вам понравился больше лиса или волк?
-Какого героя сказки можно пожалеть? (Волк и лиса считались приятелями, нужно
уважать других, относиться по-доброму)
Итог: -Что же
плохого сделала лиса, ребята? Правильно, она обманула волка. Как же можно ее
назвать? Обманщица. А разве правильно она сделала? Обманывать нельзя! Сказка
учит отличать добро от зла.
- Давайте вспомним, чем закончилась сказка, что
приговаривала лиса, когда ехала на волке? (Битый небитого везет)
- Что спрашивал волк у лисы? (Что ты мне лисонька
говоришь?)
- А она, что ему ответила? (Битый битого везет)
Инсценировка отрывка сказки
Воспитатель: -
Давайте разыграем сценку - беседу лисы с волком.
Воспитатель вызывает исполнителей на эти роли, одевает
атрибуты- шапочки)
Воспитатель: -Едет лиса на волке (один ребенок
держится за другого) да потихоньку и приговаривает…
Лиса. Битый небитого везет, битый небитого везет!
Волк. Что ты, лисонька, говоришь?
Лиса. А я, волчок, говорю: битый битого везет.
Волк. Так, лисонька, так.
Воспитатель: -Довез волк лису до ее норы, соскочила
она, спряталась в нору, а сама над волком…
Дети: посмеивается.
Отрывок разыгрывается еще раз с участием других
исполнителей.
Воспитатель: -Понравилось вам представление? Давайте
похлопаем нашим артистам!
Рефлексия
Воспитатель: -Что мы сегодня делали? Что понравилось? Какие сказки мы сегодня с вами угадывали?
Чему учат сказки? С какой сказкой мы
сегодня познакомились? На примере сказки мы увидели, что нельзя обижать
друзей.
Воспитатель: -Ну
а сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
-Покружились, покружились – в детский сад все
возвратились.
Вот мы и вернулись. Молодцы, ребята.