Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему «Зима. Зимние забавы».

Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему

«Зима. Зимние забавы».

Цель: посредством дидактических игр расширять и активизировать словарный запас на тему «Зима. Зимние забавы».

Задачи:

Образовательные:

Расширить словарный запас по теме «Зима. Зимние забавы»; учить подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; учить подбирать определения к предмету, явлению; обогащать лексику родственными словами; формировать звуковую культуру речи; закреплять умение составлять по мнемотаблице небольшой рассказ о зиме.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, любознательность; развивать речевую активность детей, логическое мышление, слуховое внимание; развивать память, внимание, координацию движений; развивать речевое дыхание.

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать на него ответ; воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам и забавам.

Материал и оборудование: игровой персонаж Снеговик, декоративные снежинки с заданиями, снежинки на ниточке для упражнения на развитие речевого дыхания, картинки для игры «Четвертый лишний», снежный ком, сундучок, игра «Чего не хватает?», мнемотаблица «Зима», картинка «Зимние забавы».

Ход ООД:

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Сегодня к нам в гости пришел необычный гость. Хотите узнать кто? Но сначала отгадайте загадку, которую я вам приготовила.

«Зимой из снега слеплен ловко:

Три колобка и нос-морковка.»

Кто он такой?

Воспитатель: Молодцы, верно. Это снеговик. (Воспитатель показывает игрушечного снеговика)

2. Основная часть.

Воспитатель: Снеговик видел, как утром весело вы бежали в детский сад, и решил заглянуть к вам, познакомиться. У него очень хорошее настроение, потому что сейчас его любимое время года. А какое сейчас время года? Воспитатель: - Правильно, зима.

Работа по мнемотаблице «Зима».

Ребята, мы много знаем о зиме. Сейчас предлагаю вам всем вместе рассказать нашему гостю о зиме. В этом поможет наша помощница – таблица. Рассказ мы будем составлять с помощью картинок, не пропуская ни одно окошечко. Что изображено в этом окошечке? Что мы можем рассказать об этом явлении зимой?

Воспитатель: А почему именно зима - любимое время года снеговика? (Ответы детей). Да, ребята, зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках с горки. А еще можно строить снежные замки и изучать различные следы на снегу, и просто любоваться снежинками, летящими с неба.

Воспитатель: Ребята, а за что вы любите зиму? (ответы детей)

Я люблю зиму, потому что…

Ребята, а я люблю зиму, потому что зимой бывает праздник Новый год.

Воспитатель: Ребята, зимние праздники во времена ваших бабушек и дедушек всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. И не только на улице играли в снежки, катались на горке, на санках, на лыжах, на коньках. Зимними вечерами устраивали игры в доме. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть. Но прежде чем начать играть, давайте выясним, что такое забава, ведь только что в своем рассказе я упомянула это новое для вас слово? (развлечение, игра, отдых).

Забав на свете много есть,

Их все, пожалуй, и не счесть.

Но есть забавы у Зимы

Которые так любим мы!

Воспитатель: -Какие зимние забавы вы знаете? (ответы детей)

Ребята, Снеговик принес нам волшебный сундучок и предлагает поиграть. Но сначала давайте все вместе слепим снежный ком, с которым мы тоже поиграем.

Пальчиковая игра «Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.  (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить, 

Вместе домик сторожить. (Соединяют руки в «замок»)

Раз, два, три, четыре - (Загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили. (Дети "лепят")

Круглый, крепкий, очень гладкий.

(Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозят пальчиком)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что в волшебном сундучке снеговика. Но для того, чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова: «Сундучок, ты отворись, с нами игрой поделись!».  Магические слова подействовали на сундучок, и он открылся. Посмотрим, что в нем? А внутри - снежинки с заданиями.

1-я снежинка.

Игра «Назови ласково»

Воспитатель: - Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка)

Сейчас, я буду вам называть слово, а вы мне ласковое слово в ответ.

Мороз - (морозец). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Снег – снежок). Снежинка – (снежиночка). Елка –(елочка). Санки – (саночки). Горка – (горочка). Лопатка - (лопаточка, сосулька, снеговик, комок.)

2-я снежинка

 Снеговик предлагает поиграть в игру.

Игра «Без чего не бывает зимы?» (со снежным комом)

Воспитатель: Я вам буду бросать снежный ком, а вы на мой вопрос «Не бывает зимы без?» будете отвечать, бросив мне обратно ком. Например…

Не бывает зимы без: мороза, ветра, метели, снега, сосулек, снежинок, льда, сугробов, холода, деда Мороза, подарков, елки, санок, коньков и т. д.

3-я снежинка

 Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель: Я сейчас буду читать стихотворение, ваша задача - подобрать подходящее по смыслу слово. Все слова – отгадки должны получиться от слова «снег».

1. Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…. (снег)

2. С неба все скользят пушинки

серебристые…. (снежинки)

3. На поселок, на лесок

Все снижается…. (снежок)

4. Вот веселье для ребят

Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки

Все хотят играть в …. (снежки)

6. Словно в белый пуховик

Нарядился…. (снеговик)

7. Рядом снежная фигурка

Это девочка…. (снегурка)

8. А на ветке, посмотри

С красной грудкой…. (снегири)

 9. Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег).

- Молодцы. Снеговик приглашает нас сделать разминку

Физкультминутка

Дети все в кружок вставайте,

Физминутку начинайте.

(Дети встают в кружок). Дети выполняют движения, указанные в тексте.

(Встают рядом со стульчиками).

На дворе мороз и ветер

На дворе гуляют дети (ходьба)

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают (потирают ладонь о ладонь).

Чтоб не мерзли наши ручки,

Мы похлопаем в ладошки (ритмичные хлопки).

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем!

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко (топают ритмично на месте).

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем!

Нам мороз теперь не страшен.

Все мы весело попляшем (произвольные плясовые движения).

4-я снежинка.

Игра «Четвертый лишний» (с картинками)

Воспитатель: -Рассмотрите картинки и скажите, что или кто лишний?

5-я снежинка

Игра «Чего не хватает?»

Воспитатель: -Рассмотрите картинку, подберите ребенку недостающий ему предмет для зимней забавы.

Дыхательное упражнение «Снежинки»

Воспитатель: -Пока мы с вами играли, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех». Посмотрите, какие снежинки?

Раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Воспитатель: Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (упражнение повторяется 3-5 раз)

Давайте рассмотрим снежинку, какая она красивая и неповторимая. Давайте мы подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (серебристые, маленькие, белоснежные, воздушные, холодные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие).

Воспитатель: - Ребята, снеговик благодарит вас за то, что вы с ним поиграли в игры и справились с его заданиями. Вам понравилось играть со снеговиком?

Воспитатель: - Молодцы ребята, снеговику вы очень понравились. Он не прощается, обещает прийти к нам еще.

3. Рефлексия:

- О каком времени года мы говорили? За что вы любите зиму?    Дети, а какое новое слово мы с вами сегодня изучили? (Забава, зимние забавы) В какие игры мы играли?

- А какие зимние забавы вы можете перечислить? 

Воспитатель: Молодцы, ребята.