Картотека
дидактических игр по развитию речи в средней группе
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение
словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно
бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как
то или иное животное подаёт голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар
пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает.
Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто
рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление
знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи
детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому
ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1.
педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы.
Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы
Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь.
Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В
логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается
дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие
мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно
каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая
мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а
кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух
кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у
овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение
глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая
мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч,
произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:-Дети:
Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в
представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или
слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч
ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет
другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Горячий-холодный, хороший-плохой,
умный-глупый, весёлый-грустный, острый-тупой, гладкий-шероховатый.
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов,
согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а
ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно
проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что
делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.
Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что
делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит,
капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто
может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие
воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет
глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к
названному глаголу. педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход,
дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка,
стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль,
человек…
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей
употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч
ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает:
«Кожаные». Педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые ,таз из меди-медный, ваза
из хрусталя-хрустальная, рукавички из шерсти-шерстяные.
«Разложи по полочкам»
Цель: ориентировка в
пространстве.
Ход: персонаж Федора просит
ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки,
ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления,
расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч
кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч
логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок –
яйцом ,хлеб – мукой, лошадь – жеребёнком, шкаф – доской, корова – телёнком,
велосипед – железом, дуб – жёлудем, рубашка – тканью, рыба – икринкой, ботинки
– кожей, яблоня – семечком, дом – кирпичом, лягушка – головастиком, сильный –
слабым, бабочка – гусеницей, взрослый – ребёнком.
«Какой
овощ?»
Цель: развитие тактильного,
зрительного и обонятельного анализаторов.
Ход: педагог нарезает овощи,
дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а
чеснок острый»
«Что звучит?»
Цель: развитие слухового
внимания и наблюдательности.
Ход: педагог за ширмой играет
на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки).
Дети должны отгадать что звучит.
«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их
последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку
картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг,
осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где
изображены только осенние явления и называет их.
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и
наблюдательности.
Ход: педагог на столе
выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это
лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь
закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не
стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к
прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов,
развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч
ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч,
называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети:
Красный -мак, огонь, флаг. Оранжевый -апельсин, морковь, заря. Жёлтый -цыплёнок,
солнце, репа. Зелёный-огурец, трава, лес. Голубой -небо, лёд, незабудки. Синий-
колокольчик, море, небо. Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей
за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч
ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно,
заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. У рыбы – рыбья. У
кошки – кошачья. У сороки – сорочья. У лошади – лошадиная. У орла – орлиная. У
верблюда – верблюжья.
«Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей
выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч
ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей
различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям,
называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно,
называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул –
стулья, гора – горы, лист – листья, дом – дома, носок – носки, глаз – глаза,
кусок – куски, день – дни, прыжок – прыжки, сон – сны, гусёнок – гусята, тигрёнок
– тигрята.
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного
словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что
умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному
вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют
делать тёплые гнёзда.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей
названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие
ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку,
педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет
детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их
образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У
тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у
лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда
– верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у
овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей
за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям,
задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. –
что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что
бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает
высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает
колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Подбери словечко»
Цель: развитие навыков
словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчелиный,
пчеловод и т.д.
«Обобщающие
понятия»
Цель: расширение словарного
запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение
соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Ход: педагог
называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок,
возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Вариант 2. Педагог называет
видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: Дети: Огурец,
помидор-Овощи.
«Хорошо – плохо»
Цель: знакомство детей с
противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход: педагог задаёт тему
обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд,
хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это
хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но
плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: -Хорошо, что я
живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов,
плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
«Близко-далеко»
Цель: развитие слухового
внимания, остроты слуха.
Ход: педагог за ширмой
производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания
определяют размер игрушки (большая или маленькая)
«Назови
ласково»
Цель: закрепление умения
образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов,
развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч
ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч,
называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка,
ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце,
зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка.
Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице,
кресло-креслице.
«Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей
согласования существительных с числительными.
Ход: педагог бросает мяч
ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а
ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании
с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять
столов, один слон – пять слонов, один журавль – пять журавлей.
«Угадай, кто позвал?»
Цель: различение по тембру
максимально сокращённых звукокомплексов.
Ход: водящий поворачивается
спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт
водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.