Об информировании граждан

В рамках празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов

В рамках празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск проводит консультирование  и оказание практической помощи  ветеранам Великой отечественной войны по вопросам защиты прав потребителей с выездом по месту их жительства.

Телефоны для обращений: 77-06-92, 78-44-19, по факсу 77-06-92 в рабочие дни понедельник – четверг с 09.00 до 18.00, пятница с 09.00 до 16.45, обеденный перерыв с 13.00 – 13.45.  Кроме того, свои обращения Вы можете направить почтовым отправлением (429960, г.Новочебоксарск, ул.Строителей, д.56а), обращения в форме электронного документа направляются по адресу электронной почты  ncheb@21.rospotrebnadzor.ru, а также через сайт Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии: http://57.rospotrebnadzor.ru,  .

Дополнительно сообщаем, что за консультационной помощью по защите прав потребителей и составлением проектов претензий и исковых заявлений можно обратиться в консультационный центр по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашия в г.Новочебоксарск» по адресу: ул.Строителей, 56а, г.Новочебоксарск, Чувашская Республика и по телефону (8-835) 78-23-44.

Должностные лица  территориального отдела проконсультируют ветеранов по вопросам законодательства о защите прав потребителей, при необходимости окажут практическую помощь в составлении образцов документов для восстановления потребительских прав с выездом по месту жительства.

 

О девизе Всемирного дня прав потребителей в 2020 году

В 2020 году Всемирная организация потребителей (Consumers International) призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов. Немаловажно, что обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства уже является одной из Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых государствами - членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

В связи с этим 15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»). По подсчетам ООН домохозяйства потребляют 29 процентов мировой энергии и, соответственно, их вклад в общие выбросы CO2 составляет 21 процент. Другие исследования показывают, что около 1 миллиона пластиковых бутылок продается по всему миру ежеминутно, а в 2018 году произведено 24,2 миллиарда пар обуви, при производстве которой используется несколько видов пластика и других материалов, которые практически не перерабатываются. В рамках глобального потребления отмечается, что производство продуктов питания связано с высоким энергопотреблением, вырубкой лесов, увеличением выбросов парниковых газов и чрезмерным использованием воды. 60% пластика, большая часть которого поступает из пищевой промышленности, попадает на свалки или в окружающую среду.

Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.

Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг. Для вовлечения потребителей в мероприятия, направленных на развитие навыков рационального потребления и достижение иных общественно значимых Целей устойчивого развития при поддержке ООН было создано мобильное приложение «ЦУР в Действии».

Напомним, что на 16-ом заседании Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ 26 сентября 2019 года Роспотребнадзором впервые было обращено повышенное внимание на проблематику обеспечения защиты прав потребителей в контексте достижения Целей устойчивого развития. В этой связи на данном заседании был подробно освещен вклад Федеральной службы в достижение таких национальных целей как повышение качества питьевой воды, повышение качества пищевой продукции и продвижение идей рационального потребления пищевой продукции, как важнейшей составляющей укрепления здоровья. Все материалы заседания опубликованы на сайте Роспотребнадзора.

Заинтересованные лица также могут ознакомиться со справочной брошюрой Всемирной организации потребителей (Consumers International) по проблемам рационального потребления, перевод на русский язык которой произведен Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП). 

 

О проведении горячей линии в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск

            Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск повторно информирует о том, что 15 марта 2020 года международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель». В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей с 09.03.2020г. по 20.03.2020г. территориальным отделом по адресу: ул.Строителей, 56а, г.Новочебоксарск, Чувашская Республика проводится «горячая линии» посвященные Всемирному дню защиты прав потребителей по телефонам 78-44-19, 77-06-92.

Дополнительно сообщаем, что за консультационной помощью по защите прав потребителей и составлением проектов претензий и исковых заявлений можно обратиться в консультационный центр по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашия в г.Новочебоксарск» по адресу: ул.Строителей, 56а, г.Новочебоксарск, Чувашская Республика и по телефону (8-835) 78-23-44.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск проводится личный прием заявителей по вопросам в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, входящих в компетенцию территориального отдела. Предварительная запись на личный прием осуществляется в приемной начальника территориального отдела в рабочие дни с 09.00 до 18.00 (обеденный перерыв с 12.00 до 12.45) по адресу: ул.Строителей, 56а, г.Новочебоксарск, Чувашская Республика или по тел.77-06-92.

 

Прием граждан в администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики

В этом году 15 марта Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель». В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей 13.03.2020г. с 14 часов 00 мин. до 15 часов 00 мин. специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск в администрации г.Новочебоксарска по адресу: Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, 14 будет проводиться прием граждан по вопросам  защиты прав потребителей при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

 

Прием граждан в администрации Чебоксарского района Чувашской Республики

В этом году 15 марта Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель». В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей 12.03.2020г. с 11 часов 00 мин. до 12 часов 00 мин. специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск в администрации Чебоксарского района по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, п.Кугеси, ул.Шоссейная, д.15 будет проводиться прием граждан по вопросам защиты прав потребителей при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

 

 

Прием граждан в администрации Моргаушского  района Чувашской Республики

В этом году 15 марта Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель». В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей 10.03.2020г. в 13 часов 00 мин. до 14 час. 00 мин. специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г. Новочебоксарск в администрации Моргаушского района по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с.Моргауши, ул.Мира, д.6 будет проводиться прием граждан по вопросам защиты прав потребителей при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

 

Прием граждан в АУ «Многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг» города Новочебоксарск Чувашской Республики  

В этом году 15 марта Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель». В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей 11.03.2020г. с 10 часов 00 мин. до 12 часов 00 мин. специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск в АУ «Многофукционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг»  г.Новочебоксарска по адресу: Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, 107 будет проводиться прием граждан по вопросам  защиты прав потребителей при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

 

Прием граждан в МАУ «Многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг» Моргаушского района Чувашской Республики  

В этом году 15 марта Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель». В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей 10.03.2020г. с 10 часов 00 мин. до 12 часов 00 мин. специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск в АУ «Многофукционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг»  г.Новочебоксарска по адресу: Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, 107 будет проводиться прием граждан по вопросам  защиты прав потребителей при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

 

Усилия для решения проблем климатического кризиса и утраты биоразнообразия

Нам нужны решительные действия для преодоления глобальных кризисов изменения климата и утраты биоразнообразия. Для этого необходимо сократить выбросы парниковых газов, количество отходов и снизить потребление ресурсов во всех секторах. Как потребительское движение мы можем внести в общее дело свой вклад, сосредоточив усилия на тех секторах, в которых потребители являются конечными пользователями, в которых создаются новые законодательные рамки, а также в тех секторах, где у организаций потребителей имеются опыт, знания, силы и пространство для осуществления действий – в первую очередь это энергетика и продовольствие. Именно здесь движение потребителей способно оказать наибольшее влияние. Данный справочный материал посвящен роли потребителей в инициировании изменений и оказании помощи в создании более устойчивой циркулярной модели потребления.

В настоящее время мы заперты в рамках экономической модели, которая базируется на применении углеводородного топлива и образует огромное количество отходов, в рамках которой развитие и рост связаны с использованием ресурсов. Всем нам жизненно важно изменить глобальную модель потребления. Но сделать это нужно таким образом, чтобы обеспечить, а не подорвать прогресс в решении проблем нищеты, голода, неравенства, плохого здравоохранения и недостатка жилья. Указанные проблемы наносят существенный ущерб народам всех стран мира и наиболее остро ощущаются в странах южного полушария, где вопросы изменения климата оказывает особенно сильное негативное влияние.

Лидеры стран всего мира объединили усилия для решениях проблем климатического кризиса и утраты биоразнообразия. Наиболее важными из этих глобальных обязательств являются:

- Climate goals (Paris 2015) | Климатические цели | (Париж, 2015) – Парижское соглашение направлено на то, чтобы не допустить превышения глобальной среднегодовой температуры на планете в текущем столетии более чем на 2°С от доиндустриального уровня и сделать все возможное для удержания потепления в пределах 1,5°С.

- Sustainable Development Goals 2030 (SDGs) | Цели в области устойчивого развития на период до 2030 года (ЦУР)

– Представляют собой амбициозный пакет из 17 глобальных целей на период до 2030 года, устанавливающие новую парадигму экономического и социального развития, включая множество целей, связанных с решением экологических проблемам. Однако, по прогнозам, человечество не сможет достичь всех целей в области устойчивого развития и Парижского соглашения. Чтобы избежать этого, нам требуются быстрые, многосторонние действия и интенсивные глобальные усилия. Что такое устойчивое потребление?

Устойчивое потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам. Устойчивое потребление не только поможет нам сохранить планету для будущих поколений, но принесет близкие выгоды в более близкой перспективе. Так, помощь людям в отказе от использования некачественного, небезопасного топлива из биомассы принесет пользу не только окружающей среде, но и здоровью людей.

Переход к более устойчивой экономической модели может происходить справедливым или несправедливым образом. Мы считаем, что наряду с сохранением наших основных природных ресурсов любой переходный процесс также должен обеспечивать социальную справедливость, права человека и его потребности. Любая будущая система должна предлагать справедливые цены, безопасные и высококачественные товары, открытый доступ, уважение человеческого достоинства и конфиденциальности, как это предусмотрено основными правами и потребностями потребителей. Любые несправедливые механизмы, нечестные меры поощрения или наказания должны быть исключены из такой системы. Напротив, необходимо привлекать и мотивировать потребителей, делая выбор устойчивой рациональной модели потребления простым и доступным. Если мы не выполним этих условий, увеличатся риски появления ответной негативной реакции на усилия по обеспечению устойчивости потребления, а потребители останутся в стороне.

Если бы все жили так, как живет среднестатистический житель Западной Европы, нам потребовались бы ресурсы трех таких планет, как наша. А для обеспечения каждому уровня жизни американца потребовалось бы уже пять таких планет. Поскольку располагаемые доходы людей в странах с развивающимися экономиками растут, наблюдается рост спроса на потребительские товары, что требует дополнительных ресурсов планеты. Всемирный день экологического долга, то

есть день, в который мы потребляем все ресурсы планеты за год, каждый раз отмечается все раньше и раньше. В 2019 году этот день пришелся уже на 29 июля. Каждый из нас должен не только снизить потребление, но и изменить сам его способ.

 

ПЕРЕХОД К ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКЕ НИЗКОГО ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ

Решением проблемы чрезмерного потребления является переход к модели циркулярной  экономики. Это означает отказ от модели «забрать, изготовить, выбросить» к модели, в которой отходы не выбрасываются из системы, а повторно используются и регенерируются. Это в свою очередь означает более эффективное использование меньшего количества ресурсов, а также разработку и производство изделий, которые можно ремонтировать, использовать повторно или переделывать. Такая модель поможет затормозить изменение климата и обратить вспять процесс утраты биоразнообразия. Уже сегодня есть несколько положительных примеров компаний, принявших эту модель на вооружение. Так, Timberland выпускает обувь из переработанных шин, DyeCoo разработала не требующий воды и применения каких-либо химических веществ, кроме самих красителей, способ окрашивания тканей.

 

 

РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

          Люди во всем мире начинают понимать всю серьезность экологического кризиса и воспринимают его сегодня как одну из основных угроз для своих стран, причем значительно возросшую с 2013 года. Потребители являются важным компонентом любой системы производства и потребления и имеют решающее значение для успеха любых изменений. Выбор, который мы делаем как потребители, дает нам возможность влиять на мир вокруг нас и способствовать изменениям. К основным способам, посредством которых потребители могут влиять на окружающий мир, относятся, в частности: выбор используемых ими продуктов и услуг; то, как именно потребители распоряжаются продуктами по окончании их жизненного цикла; то, как потребители добиваются изменения системы, например, цепочек поставок или регулирования. Тем не менее, даже будучи очень мощной экономической группой в рамках действующей модели, потребители не всегда в состоянии повлиять на систему в необходимых масштабах. Понимание и раскрытие потенциала потребителей повлиять на систему в большей степени поможет в более быстром осуществлении значительных изменений.

Система – это все составляющие индустрии, от производства и розничной торговли до потребления и утилизации, включая все взаимосвязи между различными элементами и совокупность всех процессов в целом.

1. Выбор, который мы делаем

Спрос на устойчивые продукты растет, особенно среди молодых потребителей. Глобальные исследования показали, что 66% потребителей заявляют о своей готовности платить больше за бренды, предлагающие устойчивые товары. Однако, различные исследования показывают, что в реальности покупки устойчивых продуктов составляют всего 20-30% (см. здесь и здесь). Как правило, выбор устойчивых продуктов оказывается для потребителей делом непростым, требующим от них определенных усилий на изучение вопроса и поиск надлежащего товара, изменения характера своего поведения как потребителя и больших трат.

Однако выбор потребителя может повлиять на систему и без фактических покупок. Требуя улучшения инфраструктуры для устойчивых покупок, мы тем самым можем стимулировать дальнейшее распространение устойчивых продуктов. Так, если вы покупаете воду в многоразовой таре, вы можете призвать свои местные органы управления или компанию-поставщика предоставить вам бесплатную воду для ее наполнения. Там, где бесплатная вода становится доступной в большем количестве мест, все больше людей предпочитают покупать воду в многоразовых бутылках. Так потребители становятся мощным фактором циркулярной экономики.

Барьеры для потребителей, выбирающих устойчивую модель потребления, должны быть устранены – путем расширения доступа, повышение экономической доступности, улучшения потребительских качеств устойчивых товаров и иными способами.

 

Как потребители пользуются продуктами и услугами

Доступ к энергии является одним из ключевых факторов инклюзивного роста, однако производство и использование энергии одновременно является одним из основных факторов, способствующих росту выбросов парниковых газов и изменению климата. Во многих менее экономически развитых частях мира потребители не имеют доступа к энергии, в Африке доступ к ней имеют немногим более 40%, а в мире около трех миллиардов человек зависят от топливных пожаров, наносящих ущерб здоровью. Критические вопросы включают в себя неопределенность поставок энергии и цен, особенно в местах, сильно зависящих от импорта энергоносителей, или там, где существует риск экстремальных погодных условий. Тем не менее, доля возобновляемых источников энергии растет (7,9% в 2018 г.) - треть мировых энергетических мощностей в настоящее время базируется на возобновляемых источниках энергии. Однако переход на возобновляемые источники энергии может стать сложной задачей для потребителей.

Потребители должны иметь более легкий доступ к безопасной, устойчивой и доступной по цене энергии, иметь четкую информацию о способах снижения энергопотребления. Членская организация из Йемена проводила кампанию за безопасное использование солнечных энергосистем в качестве решения энергетических проблем, с которыми сталкиваются потребители, особенно во время конфликта в стране.

Членская организация из Нидерландов Consumentenbond управляет энергетическим коллективом, в котором потребители объединяются для получения большей власти на переговорах с энергетическими компаниями. Компании участвуют в тендере на ведение коллективного бизнеса, при этом выигравший поставщик обязуется поставлять 100% европейской "зеленой" энергии.

 

Продукты питания

              Вклад продовольственных систем в общемировые выбросы парниковых газов составляет до 37%. Производство продуктов питания, особенно животноводство, приводит к высокому энергопотреблению, вырубке лесов, увеличению выбросов парниковых газов и чрезмерному использованию воды. 60% нашего пластика, большая часть которого поступает из пищевой промышленности, попадает на свалки или в окружающую среду. Сельское хозяйство и земледелие внесло свою лепту в значительное сокращение биоразнообразия почвы и генетического разнообразия сельскохозяйственных культур и видов скота. Из 6000 видов растений, выращиваемых для производства продуктов питания, только на девять из них приходятся 66 процентов глобального производства сельскохозяйственных культур. Указанные проблемы еще более усугубляются тем фактом, что к 2030 году планета должна будет прокормить дополнительно еще один миллиард человек.

Потребители могут сыграть здесь свою роль, потребляя сезонные продукты местного производства и снизив потребление продуктов животного происхождения, а также покупая продукты питания у производителей, применяющих более устойчивые методы. В частности, растительная диета сокращает использование земель на 76% по сравнению с употреблением в пищу мяса, поэтому замена потребляемого мяса альтернативными источниками белка является одним из способов обеспечения большей устойчивости. Тем не менее, потребление мяса в некоторых регионах мира растет – в Азии к 2050 году этот рост составит по прогнозам 78% (хотя даже этот рост лишь приблизит уровень потребления мяса к текущему уровню потребления в Северной Америке).

 

 

Как потребители утилизируют/повторно используют товары

В среднем каждый человек генерирует 0,74 кг отходов в день, что примерно равно весу двух полных тарелок. Страны с высокими доходами (16% населения мира) производят 34% отходов.Ожидается, что к 2050 году количество мировых отходов вырастет до 3,4 млрд. тонн, то есть в два раза больше, чем рост населения за этот же период. 30% – 40% всех производимых в мире продуктов питания портятся или выбрасываются. В общемировом масштабе было переработано только 9% всего когда-либо произведенного пластика, 79% этого пластика находится на свалках или в окружающей среде, и 12% сожжено.

Каждый год генерируется 50 миллионов тонн электронных отходов. По прогнозам, к 2050 году этот показатель достигнет 120 млн. тонн. Электронные отходы выделяют высокотоксичные химические вещества, воздействующие как непосредственно на место их хранения, так и на осуществляющих их переработку людей. Не так давно исследователи обнаружили, что яйца кур из района Агбогблоши в столице Ганы Аккре, где жители разбивают электронный лом, чтобы извлечь из него металлы, содержат, среди прочих вредных веществ, диоксиды хлора, в 220 раз превышающие ПДК Европейского агентства по безопасности продуктов питания. Если бы мы более эффективно обращались с нашими электронными отходами, мы бы не только избавились от существенного загрязнителя окружающей среды, но смогли бы извлечь из отработавших свое устройств существенные материальные ценности, составляющие в общемировом масштабе 62,5 миллиарда долларов.

«Трудно представить себе даже 50 миллионов тонн. Для сравнения, по весу это эквивалентно 4500 Эйфелевым башням, которых достаточно для покрытия территории размером с Манхэттен – и этот электронный лом мы производим всего за год».

 

Призыв к переменам

73% потребителей заявляют о своей твердой готовности изменить свои привычки потребления для снижения воздействия на окружающую среду. Однако на этом пути существует ряд барьеров – цены, доступ, информационная перегрузка. Потребители могут призывать к ликвидации этих барьеров, требовать большей прозрачности цепочек поставок, лоббировать принятие государствами соответствующих законов или стимулов для внедрения наилучших практик. Потребители уже проявляют высокую активность в вопросах защиты окружающей среды – это климатические забастовки и бойкотирование не придерживающихся принципов устойчивого потребления брендов. У всего этого есть огромный потенциал дальнейшего развития.

ЧТО НУЖНО ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Чтобы иметь возможность осуществить собственный экологический выбор, который всем нам нужно сделать, потребителям необходимы доступ и информация. Должна присутствовать соответствующая инфраструктура, отвечающая обязательствам, которые принимают на себя потребители. Устойчивое потребление должно стать простым и легким выбором.

Нам всем необходимо работать над тем, чтобы избежать путаницы в отношении того, как совершать покупки устойчивых товаров. Для этого необходимо, чтобы производители, розничные продавцы и политики предпринимали все возможные меры для того, чтобы сделать товары безопасными, долговечными и ресурсоэффективными, до того как они предоставят потребителям ясную и надежную информацию, определяющую их выбор.

Впереди нас ждут серьезные вызовы, и, чтобы справиться с ними, нам понадобятся новые технологии. Вот лишь несколько примеров того, как технологии могут поддержать переход к более устойчивому и рациональному потреблению:

- Создание выращиваемых в лабораторных условиях или растительных альтернатив мяса;

- Интеллектуальные счетчики энергии для мониторинга индивидуального и общегородского потребления энергии

-  Электромобили

-  Датчики IoT, помогающие энергетическим компаниям снижать выбросы (и одновременно бороться с потерями товарного газа.

 

РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Защита прав потребителей и движение потребителей могут сыграть важную роль в построении более устойчивого мира. Защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей. Принципы защиты интересов потребителей, в том виде, в котором они определены ООН, также могут быть полезным инструментом обеспечения более справедливого перехода к устойчивой, циркулярной модели экономики. Некоторые из этих принципов прямо указывают на устойчивое потребление, другие имеют критически важное значение с точки зрения достижения ЦУР и реализации подходов циркулярной экономики.

-  Доступ к основным товарам и услугам

-  Защита уязвимых и обездоленных потребителей

-  Защита от угроз здоровью и безопасности

-  Продвижение и защита экономических интересов потребителей

-  Доступ к достоверной и полной информации, позволяющей сделать осознанный выбор

-  Просвещение потребителей, в том числе по вопросам в части экологических, социальных и экономических последствиях выбора потребителей

-  Наличие эффективных механизмов урегулирования споров и выплат компенсаций

- Свобода создания групп и организаций потребителей и представления их взглядов при принятии решений

- Продвижение рациональных моделей потребления

- Защита в электронной коммерции в степени, не меньшей чем в других формах торговли

- Защита конфиденциальности и глобальный свободный поток информации

 

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Правление и Совет Всемирной организации потребителей выбрали тему «Рациональный потребитель» в качестве темы Всемирного дня прав потребителей 2020 года. Всемирный день прав потребителей будет посвящен преимущественно вовлечению и расширению прав и возможностей потребителей в отношении осуществления ими выбора устойчивого потребления, необходимого для достижения целей в области устойчивого развития. Мы хотим ликвидировать недопонимание и путаницу в вопросах устойчивости и способствовать тому, чтобы производители, розничные продавцы и политики предпринимали все возможные меры для того, чтобы сделать товары безопасными, долговечными и ресурсоэффективными – это предпосылки для уверенного выбора потребителями устойчивого потребления.

В 2020 году организаторы праздника решили уделить внимание важности здорового питания. Ещё 10 лет назад была разработана Глобальная стратегия, направленная на оптимизацию пищевых привычек населения, повышение значимости правильного, физически активного образа жизни. Но за прошедшие годы все пункты этой программы не были соблюдены. И основными причинами смертности по-прежнему являются ожирение, сахарный диабет, повышенное содержание холестерина и глюкозы в крови, гипертония. Негативное влияние этих заболеваний на общее состояние здоровья человека и продолжительность его жизни в несколько раз превышает риски, вызванные курением, употреблением спиртного. День защиты прав потребителей 2020 должен привлечь внимание общественности к этим проблемам.

Сложность выбора правильной, здоровой диеты

Для избавления от пищевой зависимости, разработки правильного, сбалансированного меню, потребителям не стоит следовать призывам рекламных лозунгов. Основная цель маркетинговых разработок современных предприятий-производителей продовольственной продукции – реализация создаваемых ими товаров: газированных напитков, чипсов, кондитерских изделий, фаст-фуда. Отсутствие информации, разъясняющей правила выбора здоровых продуктов питания, усложняет поставленную перед каждым из нас задачу по разработке рациональной, безвредной для организма диеты. Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый в этом году, способен восполнить этот информационный пробел.

           

Для того чтобы сохранить природные ресурсы и улучшить социальные условия для нынешних и будущих поколений, всемирная организация потребителей призывает каждого потребителя придерживаться принципов ответственного потребления товаров и услуг.   
Реализация программы ответственного потребления и производства – является одной из 17 глобальных целей, определенных Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года.
Важным направлением для достижения этой цели является эффективное управление природными ресурсами и способами утилизации отходов и загрязняющих веществ, а также поощрение производителей и потребителей, внедряющих переработку и сокращение отходов, а также принципы циклической экономики.

Обращая внимание на рядового потребителя, необходимо знать, что существует целый ряд аспектов потребления, простые изменения которых могут оказать значительное воздействие на общество в целом.

Например, по статистике каждый год около трети всего производимого продовольствия, что составляет 1,3 млрд. тонн стоимостью около 1 трлн. долл. США, в конечном счете оказывается в мусорных контейнерах потребителей и магазинов или портится из-за плохо организованного сбора урожая и транспортировки, и это в то время когда около 1 миллиарда человек в мире страдают от хронического недоедания.

Глобальные выбросы двуокиси углерода с 1990 года выросли почти на 50%. Домашние хозяйства потребляют 29% мировой энергии и выбрасывают до 21% общего объема углекислого газа. При этом, если бы люди во всем мире перешли на энергоэффективные лампы, мировая экономия составила бы 120 млрд. долл. США в год.

Еще одним актуальным вопросом, который требует решения, является загрязнение воды. Мы загрязняем воду быстрее, чем природа способна перерабатывать и очищать ее в реках и озерах. Существуют реальные способы стать ответственными потребителями:

-Обдуманно совершайте покупки

-Рационально расходуйте природные ресурсы

- Снижайте объем производства отходов, путем принятия мер по предотвращению их образования.

-Разделяйте и сдавайте на переработку отходы

- Сдавайте ненужные подержанные вещи в комиссионные магазины или благотворительные организации и др.

Это в значительной степени позволит уменьшить будущие экономические, экологические и социальные издержки, повысит экономическую конкурентоспособность.

 

К Всемирному дню прав потребителей Роспотребнадзор подготовил перечень электронных сервисов для потребителя

К Всемирному дню прав потребителей, Роспотребнадзор подготовил информацию о наиболее востребованных потребительских ресурсах.

Сервисы Роспотребнадзора

Уже сегодня при помощи государственного ресурса для потребителей (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/) в режиме онлайн можно получить ответы на многие вопросы (например, Что должен знать потребитель, приобретая товары для детей посредством трансграничной интернет-торговли или 5 советов покупателю приобретенного в Интернет-магазине, оплаченного, но не доставленного товара ). Помимо этого, на ресурсе функционирует виртуальная приемная, размещены памятки, которые касаются самых разных сфер, будь то торговлямедицинские или финансовые услуги, представлены образцы необходимых документов и ответы на часто задаваемые вопросы.

Для тех, кто хотел бы вникнуть в проблемы защиты потребителей более глубоко представлен раздел, в котором публикуются информационно-аналитические материалы,  в том числе ежегодные доклады о защите прав потребителей, в которых дана комплексная оценка состоянию этой сферы, приведена необходимая статистика и рассмотрены наиболее актуальные проблемы потребителей. 

Один из самых востребованных разделов - это перечень продукции, не соответствующей обязательным требованиям. Данный раздел формируется на основе данных, полученных по результатам проведенных проверок и содержит подтвержденные сведения о фактах нарушения требований технических регламентов. Раздел будет активно совершенствоваться, чтобы стать надежным инструментом защиты здоровья и материального состояния потребителей, именно здесь потребитель может найти информацию о фальсифицированных товарах, о продукции, в которой обнаружены химические загрязнители или патогенные организмы.

В разделе ресурса «результаты проверок» каждый потребитель может получить сведения о любом магазине, кафе, аптеке - не выявлялись ли там надзорными органами какие-либо нарушения.

Среди мобильных сервисов хотелось бы отметить появление такого приложения как «Проверка маркировки товаров», которое позволяет проверить легальность приобретаемого (приобретенного) товара, а также сообщить о нарушении. В настоящее время приложение доступно для проверки маркировки изделий из натурального меха и лекарственных препаратов. Также потребителям уже доступно приложение «Проверка касcового чека», которое позволит получать и хранить кассовые чеки в электронном виде, а также проверить их легальность, добросовестность продавца или сообщить о нарушении.

 

Торговля

По ссылке можно найти реестры со сведениями о выданных сертификатах и декларациях о соответствии, аккредитованных на их выдачу лицах, об экспертах и экспертных организациях.

Программа НОТА - независимое объединение товарных агрегаторов. Это площадка, где можно сообщить о купленном в Интернете поддельном товаре. Она создана участниками - агрегаторами eBay, Price.ru, Wikimart, «Товары Mail.Ru» и «Яндекс.Маркет».

Если интернет-магазин является участником Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), то спорную ситуацию можно урегулировать при помощи сервиса подачи обращений.

На сайте «Горячая линия Рунета» Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ) можно подать жалобу на некачественное предоставление услуг в сети Интернет, а также на контент, который нарушает законодательство России.

«Общественная потребительская инициатива» - организация по защите прав потребителей, на безвозмездной основе оказывающая помощь гражданам по вопросам приобретения товаров и услуг дистанционным способом.

 

ЖКХ

В специальной системе ГИС ЖКХ граждане могут:

- получать информацию об управляющих и ресурсоснабжающих организациях, о выполняемых ими работах по дому, об оказываемых услугах, об их стоимости и о начислениях за жилищно-коммунальные услуги;

- осуществлять контроль качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг;

- участвовать в электронном голосовании по вопросам управления домом;

- определять рейтинг управляющих организаций;

- направлять обращения в организации и контролирующие органы;

- вносить показания приборов учета и оплачивать счета по выставленным платежным документам, получать информацию о проведении такой оплаты;

- заключать в электронной форме договоры, в том числе на управление многоквартирным домом и оказание коммунальных услуг;

- получать информацию об организациях, осуществляющих прием платы за ЖКУ;

- контролировать выполнение программ по капитальному ремонту, по переселению из аварийного жилья, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

 

Финансовые услуги

Хочумогузнаю.рф - материалы сайта содержат информацию о правах потребителей финансовых услуг, законодательную базу, интерактивные материалы для самостоятельного изучения правил пользования такими услугами. На сайте можно пройти тест на знание прав потребителей финансовых услуг, организовать игру или урок, распечатать комиксы для школьников.

Вашифинансы.рф - сайт проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком. На сайте есть раздел «Библиотека», в котором содержатся информационные и образовательные материалы по вопросам финансовой грамотности, ориентированные на нужды родителей, педагогов, учебных и исследовательских организаций, пенсионеров и иных заинтересованных лиц.

Цифроваяграмотность.рф - проект Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ), направленный на измерение индекса цифровой грамотности россиян и проведение мероприятий по повышению уровня знаний и компетенций населения в этой области. Цифровая грамотность - набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность.

Раздел «Финансовое просвещение» на сайте Банка России содержит познавательные материалы, которые в наглядной и доступной форме расскажут, как правильно открывать вклады и брать кредиты, разбираться в страховых и инвестиционных продуктах, избегать финансовых пирамид, критически оценивать финансовые предложения с учетом их преимуществ и недостатков и делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей.

На сайте Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров размещены ответы на часто задаваемые вопросы о финансовых пирамидах, деятельности микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг, о деятельности на внебиржевом рынке «Форекс».

На сайте АСВ - Агентства по страхованию вкладов можно ознакомиться с информацией о страховых случаях (о том, где и когда начнутся выплаты по вкладам в банках, лишившихся лицензий), о перечне банков, входящих в систему страхования вкладов, о порядке и размере получения возмещения по вкладам, а также подать жалобу на банк-агент, выплачивающий вклады.

Финансовый омбудсмен  общественный примиритель на финансовом рынке) - орган внесудебного рассмотрения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами - физическими лицами. Рассмотрение споров является бесплатным.

Финпотребсоюз - Общероссийская общественная организация защиты потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг», на безвозмездной основе осуществляющая защиту потребителей от недобросовестного поведения финансовых и смежных с ними структур. На сайте Финпотребсоюза можно ознакомиться с ответами на наиболее распространенные вопросы.

Российский союз автостраховщиков - некоммерческая организация, объединяющая страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Рассматривает жалобы на некорректное применение коэффициента «бонус-малус» (КБМ), влияющего на стоимость полиса (повышающего или понижающего в зависимости от аварийности в предыдущие периоды) по договору ОСАГО. На сайте осуществляется прием обращений граждан.

На сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП) размещен реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Только включенные в данный реестр организации имеют право заниматься возвратом просроченной задолженности.

Информационный портал «ЕслиБанкрот» подробно рассказывает о банкротстве граждан, помогает найти финансового управляющего и объясняет, как подать заявление о банкротстве. С материалами портала можно ознакомиться как лично, так и задать интересующие вопросы через форму обратной связи.

Образовательные услуги

По ссылке работает электронная приемная. Также можно ознакомиться с ответами на часто задаваемые вопросы.

 Медицинские услуги

По ссылке можно направить обращения о нарушении прав граждан на качественную и доступную медицинскую помощь. Также размещены ответы на часто задаваемые вопросы.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, включая проведение медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи и предоставление отчета о результатах такого контроля.

Услуги связи

По ссылке можно найти карты покрытия территории Российской Федерации услугами мобильной связикарту покрытия мобильной связью магистральных автодорог, ответы на часто задаваемые вопросы.

На Портале персональных данных Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных размещается информация по всему спектру деятельности Роскомнадзора в сфере защиты прав субъектов персональных данных: новости, аналитические материалы, нормативно-распорядительные документы, рекомендации для операторов персональных данных и т. д. Также через интернет-портал осуществляется доступ к реестру операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

 Туристические услуги

По ссылке можно найти обширный перечень информации для туристов, выезжающих за рубеж и путешествующих по Россиисоветы по планированию путешествия, а также материалы по защите своих прав и реестр туроператоров.

Ассоциация ТУРПОМОЩЬ - объединение туроператоров в сфере выездного туризма. Основными задачами Ассоциации являются оказание экстренной помощи российским туристам за рубежом, оказавшимся в экстренной ситуации по причине финансовой несостоятельности туроператора, формирование фондов персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма, а также размещение сведений о турагентах на портале Ассоциации.

Консульский информационный портал консульского департамента МИДа России содержит полную информацию о наличии посольств и консульств Российской Федерации на территории других государств, а также исчерпывающую справочную информацию для выезжающих за рубеж.

 

Международные органы по защите прав потребителей и иные ресурсы

Consumers International (CI) - Всемирная организация союзов потребителей.

UNCTAD (ЮНКТАД) Конференция ООН по торговле и развитию.

UNWTO - Всемирная туристская организация (ЮНВТО) - специализированное межправительственное учреждение ООН, занимающееся развитием устойчивого и общедоступного туризма. Объединяет 156 стран-участников.

GlobalRecalls - Глобальный портал информирования об отозванных товарах (Global portal on product recalls), разработанный на платформе ОЭСР и объединяющий информацию о выпуске отозванной продукции по всему миру. Портал содержит информацию об обязательных и добровольных отзывах потребительских товаров, которые были обнародованы уполномоченными государственными органами.

Консультативный совет по защите прав потребителей государств - участников Содружества Независимых Государств (Совет)

Информационные ресурсы для потребителей Евразийской экономической комиссии (содержат в том числе ссылки на интернет-сайты государственных органов, уполномоченных на защиту прав потребителей в Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Российской Федерации).

 

 

Новый закон о защите прав потребителей в 2020 году

В 2019 году правительство внесло немалое количество поправок в Федеральный закон о ЗПП. Среди изменений текста закона следует выделить:

1.      Добавление статьи, регламентирующей форму и порядок оплаты. Благодаря поправке продавцы теперь вынуждены предоставлять потребителям несколько форм для оплаты: безналичную и наличную. Однако данное правило касается лишь тех торговых точек, товарный оборот которых находится на уровне 40 миллионов рублей в год. Если же магазин имеет меньший оборот, то его владелец не обязан устанавливать терминалы.

2.      В 24 статью ЗоЗПП добавлен пункт, согласно которому продавец обязан вернуть не только цену товара, но и проценты, если приобретенный продукт был куплен в кредит.

3.      Добавление поправки, благодаря которой стала возможной передача полномочий государственного органа надзора напрямую исполнительной власти.

4.      Дополнение статьи 42. Согласно новому тексту закона подача жалобы на торговую точку вправе производиться лично, через почтовую службу, через МФЦ или через интернет.

5.      Упразднение статьи 38, регулирующей бытовое обслуживание.

6.      Добавление статьи 42.3, описывающей подачу и рассмотрение жалоб потребителей. Обновление статьи позволило покупателям выполнять подачу заявления не только в письменном, но и в электронном виде. Более того, на основании обновленного текста Федерального закона потребители получили возможность отправки жалоб прямо через сайт Роспотребнадзора или через официальный портал Госуслуги.

7.      Добавление пункта 2 в статье 42.1, на основании которого будет осуществляться защита прав покупателей в рамках региональных программ. Именно данный пункт предусматривает содействие региональных государственных органов общественным объединениям, осуществляющим надзор за соблюдением прав потребителей.

8.      Упразднение части 3 статьи 44.

Как действует закон о ЗПП в последней редакции в 2020 году

Закон о защите прав покупателей имеет множество особенностей, благодаря которым продавец вправе избежать ответственности. Поэтому прежде, чем обратиться в магазин, покупателю следует детально изучить все возможные действия продавца, нежелающего принимать некачественный товар или менять его на аналогичный и особо обратить  свое внимание на статьи 5,7,18,25,29.

Права и обязанности сторон

Закон о Защите прав потребителей посвящен защите прав потребителей и следует знать, какими именно правами они обладают и от кого и чего их следует защищать. Проанализировав положения Закона, можно определить права потребителей на:

- просвещение (ст.3);

- безопасность (ст.7);

- информация  об изготовителе (ст.8);

- высокий уровень качества (ст.4);

- безвозмездное устранение недостатков (ст. 18,29);

- обмен товара (продукта) (ст.18,25);

- отказ от выполнения обязательств по договору (ст.18);

- возмещение в полном объеме вреда, причиненного недостатками (ст.14);

- компенсация материального и морального вреда (ст,15).

 

Другими словами, ЗоЗПП предоставляет покупателям государственную защиту.

При несоблюдении прав покупатель вправе обращаться в следующие государственные инстанции:

·         суд;

·         Роспотребнадзор.

·         ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»

Однако для получения возможности обращения в вышеперечисленные службы обманутому покупателю предварительно следует оформить досудебную претензию и передать ее продавцу. В случае, если в течение 10 регламентированных дней заявка потребителя не рассматривается, он получает возможность перевести спор в другую юридическую плоскость.

При этом передача документов в вышестоящие государственные инстанции осуществляется одним из перечисленных ниже способов:

·         лично;

·         через почтовую службу;

·         онлайн через единый портал идентификации и аутентификации.

 

Порядок возврата товара

Покупатель имеет право производить возврат товара по нескольким причинам:

1.      Неподходящий размер или фасон одежды.

2.      Отсутствие необходимых функций, заявленных производителем.

3.      Изделие не выполняет свои непосредственные функции.

4.      Приобретенные продукты имеют истекший срок годности.

5.      Несмотря на то, что срок годности продуктов не истек, они потеряли свои съестные качества.

6.      Неполная комплектация изделия.

7.      Нарушение заводской упаковки.

8.      Наличие на новом товаре следов эксплуатации.

Возврат средств, уплаченных за некачественный товар производится по следующей схеме:

·         обращение в магазин;

·         подача устной претензии к качеству товара;

·         написание претензии в свободной форме с указанием дефектов товара;

·         получение денежных средств или аналогичного изделия.

Обратите внимание! Если письменная претензия также не была рассмотрена продавцом, покупатель получает право обратиться в суд или Роспотребнадзор.

Для того, чтобы обменять и сдать некачественный товар покупателю необходимо иметь при себе документ, доказывающий факт покупки в конкретной точке продаж. В качестве подобных бумаг служат:

·         кассовый чек;

·         свидетельские показания;

·         выписки с банковского счета;

·         согласие владельца магазина;

·         видео или фотоматериалы.

Возврат денежных средств осуществляется в течение 10 дней с момента подачи обращения. При необходимости, продавец имеет право отправить изделие на независимую экспертизу.

 

Согласно законодательству, возврату подлежат лишь те товары, которые:

-не имеют следов непосредственного использования;

-сохранили свой товарный вид, включая заводские пломбы и этикетки;

-сдаются в сопровождении чека или иных документов, подтверждающих факт покупки.

Обратите внимание! В законе оговорен определенный перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату. К таковым относят: лекарства, расходные материалы, предметы личной гигиены, ткани, книги и так далее. Полный перечень изделий, которые нельзя вернуть при наличии надлежащего качества, возможно найти в тексте Постановления Правительства РФ от 19.01.1998  № 55,закона о Защите прав потребителей.

При возврате некачественного изделия покупателю обязаны предложить несколько вариантов возмещения:

·         устранение неисправностей за счет продавца;

·         уменьшение стоимости в зависимости от характера дефекта4

·         замена товара на аналогичный;

·         замена изделия на иную модель с перерасчетом итоговой стоимости;

·         полный возврат средств.

 

Навязывание услуги

Статья 16 закона о ЗПП устанавливает, что продавец не имеет права навязывать покупателю дополнительные услуги или товары. В случае, если подобный прецедент случается, покупатель получает возможность взыскать с продавца сумму убытков, понесенных ввиду покупки навязанных товаров или услуг.

Нередки случаи, когда продавцы навязывают покупателю подписание невыгодных соглашений, противоречащих интересам потребителя. В таком случае последний вправе обратиться суд с просьбой признать подобный договор ничтожным и потребовать взыскание с реализатора определенной суммы в качестве морального ущерба.

 

Как насчитывается неустойка

Неустойка по ЗПП положена лишь в тех случаях, когда имеет место ненадлежащее выполнение обязательств по договору купли/продажи. Продавец обязуется выплатить неустойку при нарушении следующих пунктов закона:

·         о возврате средств за некачественное изделие;

·         о замене некачественного продукта на аналогичный;

·         об устранении недостатков изделия по гарантии;

·         о снижении стоимости товара в соответствии с затраченными на его починку средствами;

·         о возмещении убытков;

·         о предоставлении подменного товара с аналогичным функционалом.

Согласно букве закона, размер неустойки составляет 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. При этом имеются следующие особенности:

·         факт частичной или полной оплаты товара покупателем не играет роли;

·         конечный размер неустойки не превышает стоимости изделия;

·         неустойка начисляется до того момента, пока продавец не удовлетворит требования потребителя.

Пример расчета неустойки: покупатель купил изделие за 100000 рублей. Спустя 1 день потребитель обнаружил дефект и сообщил об этом продавцу. Последний взял продукт и пообещал устранить неисправность в течение семи дней. По истечении оговоренного срока изделие все еще находится у продавца. Покупатель ждет еще 20 дней и принимает решение расторгнуть договор купли продажи. Таким образом, помимо 100000 рублей стоимости изделия, продавец обязан вернуть неустойку в размере: 1000 * 20 = 20000 рублей.

Помимо неустойки покупатель вправе взыскать:

·         компенсацию морального ущерба;

·         все убытки, понесенные вследствие приобретения некачественной продукции;

·         штраф, положенный по статье 13 пункту 6 ЗоЗПП.

 

Ответственность за нарушения

Согласно статье 43 ЗоЗПП за нарушение прав потребителей продавец несет один из видов ответственности:

·         административную;

·         уголовную;

·         гражданско-правовую.

Разновидность ответственности зависит от вида нарушения прав и интересов покупателя. Всего существует две причины, по которым продавца возможно привлечь к ответственности:

·         несоблюдение условий, оговоренных в договоре купли/продажи;

·         игнорирование продавцом норм законодательства, например, умышленное не предоставление товарного чека.

Привлечение к ответственности производится на основании инициированных обманутым покупателем государственных проверок. В случае, если вина продавца доказывается, последнему предстоит понести административную ответственность и оплатить целый перечень различных штрафов.

   

Использованы материалы ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 

Что делать, если в квартире перегорели электроприборы?

В современном мире бытовая техника, работающая от электричества, делает нашу жизнь удобнее. Однако любая бытовая техника, которая работает от электричества, боится скачков напряжения. Они могут произойти по ряду причин, большинство из которых происходят не по вине потребителя.

Причины скачков и отклонений от номинальных значений:

· аварии на подстанции, среди которых замыкания на ЛЭП (линиях электропередач);

· импульсные скачки напряжения из-за молнии;

· обрыв или замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева;

· повреждения кабеля при копке траншей;

· отключение электроэнергии, приведшие к скачкам напряжения.

· перекос фаз, приведший к длительной подачи напряжения более 300 вольт в сеть, из-за отгоревшего нулевого проводника на ТП или в подъездном щите

В соответствии с законодательной базой возместить ущерб должна снабжающая или другая ответственная организация, на балансе которой находится ваша электрическая линия или её участок. Требования к качеству подаваемой электрической энергии гражданам-потребителям предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, это

- постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014)

- отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается

Потребитель основывает свои требования о возмещении ущерба на положениях статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при наличии доказательств причинения вреда имуществу, здоровью и т. п.

Что делать, если факт перенапряжения уже состоялся и бытовая электротехника перегорела?

1. Зафиксировать факт резкого скачка напряжения в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ (раздел 10 Правил), подсчитать и подтвердить документально причиненные вследствие перегорания бытовой электротехники убытки. Подтверждением материальных затрат и прямых убытков (расходов на ремонт бытовой техники) будут чеки, счета к оплате за ремонт и покупку запчастей, выдаваемые ремонтными и торговыми организациями.

2. Установить ответственное лицо и предъявить ему претензии о возмещении причиненных убытков в добровольном порядке. На основании положений Правил исполнителем услуг по электроснабжению для граждан могут быть: юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю указанную коммунальную услугу.

3. Предъявить претензию причинителю вреда.

4. При отклонении претензии полностью или частично, либо при неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки, гражданин имеет право предъявить иск в суд.

- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019)

- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")

 

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск в целях информирования и повышения финансовой грамотности

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск в целях информирования и повышения финансовой грамотности потребителей финансовых услуг рекомендует при заключении договора потребительского кредита воспользоваться следующими советами:

1. Перед принятием решения о получении потребительского кредита реально оцените свои потребности в получение кредита и возможности по его своевременному обслуживанию (погашению).

2. Рекомендуем заключать договор потребительского кредита в отделениях и офисах банка.

3. Не спешите подписывать документы. Внимательно прочитайте договор, изучите его условия. Помните, что договор потребительского кредита состоит из общих условий (устанавливаются кредитором в одностороннем порядке в целяхмногократного применения) и индивидуальных условий (согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально). Заемщик вправе сообщить кредитору о своем согласии на получение потребительского кредита на условиях, указанных в индивидуальных условиях договора потребительского кредита, в течение пяти рабочих дней со дня предоставления заемщику индивидуальных условий договора, если больший срок не установлен кредитором. По требованию заемщика в течение указанного срока кредитор бесплатно предоставляет ему общие условия договора потребительского кредита соответствующего вида.

4. Условия об обязанности заемщика заключить другие договоры либо пользоваться услугами кредитора или третьих лиц за плату в целях заключения договора потребительского кредита или его исполнения включаются в индивидуальные условия договора потребительского кредита только при условии, что заемщик выразил в письменной форме свое согласие на заключение такого договора и (или) на оказание такой услуги в заявлении о предоставлении потребительского кредита.

5. Потребителю могут быть начислены проценты за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по кредиту. Обращайте внимание на их размер. Размер неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату потребительского кредита и (или) уплате процентов на сумму потребительского кредита не может превышать двадцать процентов годовых в случае, если по условиям договора потребительского кредита на сумму потребительского кредита проценты за соответствующий период нарушения обязательств начисляются, или в случае, если по условиям договора потребительского кредита проценты на сумму потребительского кредита за соответствующий период нарушения обязательств не начисляются, 0,1 процента от суммы просроченной задолженности за каждый день нарушения обязательств.

6. При невозможности исполнять обязательства по кредиту по уважительной причине необходимо незамедлительно обратиться в банк в письменном виде с приложением обосновывающих документов.

7. При нарушении заемщиком сроков возврата кредита (части кредита) банк вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.

8. Кредитор вправе осуществлять уступку прав (требований) по договору потребительского кредита, если запрет на осуществление уступки не предусмотрен федеральным законом или договором, содержащим условие о запрете уступки, согласованное при его заключении.

9. Потребитель вправе после предоставления потребительского кредита получать по запросу один раз в месяц бесплатно и любое количество раз за плату информацию о размере текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского кредита, дате и размере произведенных и предстоящих платежей заемщика по договору потребительского кредита,  а также  иные сведения, указанные в договоре потребительского кредита.

Кроме того, дополнительную информацию граждане могут получить на сайте Роспотребнадзора в государственном информационном ресурсе ГИС ЗПП по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru

ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Правила выбора качественных молочных продуктов

Правило №1. Изучить информацию на упаковке молока

Внешний вид упаковки. Даже незначительное повреждение может привести к порче молока. На этикетке должна быть указана следующая информация:

1) наименование пищевой продукции;

2) состав пищевой продукции;

3) количество пищевой продукции;

4) дату изготовления пищевой продукции;

5) срок годности пищевой продукции;

6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);

8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

9) показатели пищевой ценности пищевой продукции;

10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).

11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;

Все молочные продукты, кроме стерилизованного, сухого и сгущенного молока, должны храниться в холодильных витринах.

Вся молочная продукция должна храниться при температуре, указанной на упаковке продукции. Любая холодильная витрина должна быть оборудована термометром.

Правило №2. Не покупать молоко у случайных продавцов и не бояться возвращать некачественный продукт.

Не стоит покупать молоко или молочные продукты с рук на улице

Также не стоит покупать продукт, если информация о нем размыта, нечеткая или окончание срока годности наступает на следующий день.

После вскрытия упаковки молоко можно использовать в течение времени, указанного на упаковке.

При обнаружении после покупки испорченного или некачественного молока, вы можете:

1. поменять его на товар надлежащего качества;

2. соразмерно уменьшить цену;

3. отказаться от покупки и требовать уплаченную сумму.

При возврате потребителю продавец не имеет права удерживать сумму за купленный продукт.

Если вас не устраивает качество молочной продукции, вы можете сделать запись в книге жалоб и предложений, написать претензию в магазин и если Вас не устроит ответ на Вашу претензию и проблема не будет решена, то вы имеете право обратиться в Роспотребнадзор с письменным заявлением и приложением ответа на претензию ( при его отсутствии, саму претензию и документ подтверждающий ее отправку- например почтовое уведомление).

Правило №3. Если сомневаетесь в качестве – требовать документы у продавца

Документом, который подтверждает безопасность продукта, может быть декларация или сертификат о соответствии. Если у вас есть данные о реквизитах сертификата или декларации, то их достоверность можно отследить

на сайте Евразийской экономической комиссии - Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии

При продаже молока на сельскохозяйственных рынках в тару покупателя продавец должен предъявить документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, а также довести до сведения покупателя информацию о том, что такое молоко нужно обязательно кипятить.

Правило №4. Покупая сметану, обратить внимание на наименование

Должно быть четко прописано название «сметана», под уменьшительно-ласкательными «сметания», «сметанка» часто скрывается сметанный продукт на основе растительных жиров.

В составе настоящей сметаны указываются только сливки и закваска, а в сметанном продукте могут присутствовать растительные жиры и стабилизаторы.

Правило №5. Не путать наименования «сыр» и «сырный продукт»

Проверьте, что написано на этикетке сыра, который вы покупаете – «сыр» или «сырный продукт».

Сырный продукт – продукт, в котором вместо части молочного жира используется заменитель. На этикетке такого продукта обязательно должно быть указано, что это сырный продукт. А если содержание заменителя молочного жира в нем больше 50 то даже слова «сыр» звучать не должно.

Правило №6. Внимательно выбирать йогурт

Один из главных показателей качества йогурта — срок годности. Чем он меньше, тем лучше.

Обратите внимание на то, где в магазине хранится продукт. Он должен храниться только в холодильнике. Так же, как и при выборе других молочных продуктов, внимательно читайте надписи на упаковке.

В идеале в составе не должно быть консервантов, ароматизаторов, «идентичных натуральному», красителей, стабилизаторов, загустителей. Если вы покупаете «йогуртер», или другую вариацию на тему йогуртов — вы получите обычный десерт, в котором не будет всех полезных свойств йогурта.

При покупке молочных продуктов, будьте внимательны. Обращайте внимание на состав продукта, срок годности и на упаковку!

 

ВНИМАНИЕЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Профилактика профессиональных заболеваний сотрудников офиса

Многие думают, что получить какое – либо профессиональное заболевание возможно только в том случае, когда работа связана с тяжелым физическим трудом или если работа связана с вредным производством. Однако, это не так, люди, работающие в офисах тоже подвержены воздействиям вредных факторов рабочей среды.

Любой труд, в том числе и умственный, включает в себя две неразрывно связанные стороны: рабочую нагрузку и функциональное напряжение организма (как ответ на эту нагрузку). Хотя, работа в офисе практически исключает возможность производственной травмы или развития острого профессионального заболевания, существуют болезни, которые развиваются постепенно, и работа в офисе способствует этому как никакая иная. Труд офисных работников отличается высокой нагрузкой на органы зрения, локальное напряжение одних и тех же групп мышц, длительным поддержанием малоподвижных и вынужденных рабочих поз сидя. Как правило, работа офисных сотрудников предполагает длительное нахождение за компьютером, а это может нанести серьезный вред органам зрения. При долгой работе перед монитором компьютера возможно возникновение синдрома сухого глаза. Данный синдром возникает в результате нахождения глаз в состоянии длительного напряжения, при котором человек реже моргает, роговица глаза не увлажняется должным образом, появляются болезненные ощущения в глазах, появляется жжение, может ухудшиться четкость зрения или появиться двоение в глазах. С подобными явлениями знакомы практически все люди, проводящие у компьютера без перерыва по нескольку часов в день. На синдроме сухого глаза проблемы с глазами зачастую не заканчиваются, офисные работники нередкие посетители врача-окулиста. Ведь офисная работа, пусть даже и не за компьютером, предусматривает постоянную нагрузку на глаза: это и множество документов, отпечатанных мелким шрифтом, и длинные колонки цифр, и повышение квалификации путем чтения профессиональной периодики и т. д. Чтобы избежать проблем, связанных со зрением, работодатель должен позаботиться о том, чтобы монитор стоял не ближе чем в 45 сантиметрах от глаз сотрудников, а верхняя точка монитора должна быть не ниже уровня глаз. Экран монитора не должен быть повернут в сторону окна (слева). В темное время суток, работать с компьютером, где единственным источником света является монитор, нельзя.

Избежать неприятных ощущений, связанных с глазами, возможно, если раз в полчаса отвлекать взгляд от экрана делать гимнастику для глаз или, хотя бы, просто моргать, смотреть вдаль.

Еще одно заболевание людей, постоянно работающих с компьютером, - это синдром запястного канала. Данный синдром встречаются у пользователей компьютеров, которые активно и долго используют клавиатуру и мышь в неправильной позе. Онемение рук, боли в ладонях, покалывание — все это симптомы этого недуга. Если не предпринимать меры, мышцы кистей рук продолжают ослабевать, а болезнь прогрессировать. Для профилактики рекомендуеться регулярно делать легкую зарядку для рук, а также во время работы за компьютером пользоваться специально разработанными подушечками.

В трудовой деятельности человека встречаются сложные положения тела, для поддержания которых требуется более значительное напряжение мышц, чем при свободной позе. Часто, работа в условия офиса происходит неудобной, фиксированной, или вынужденной позе. Возникают проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом. Тяжесть возможных заболеваний зависит от степени нерациональности позы (неудобная, фиксированная, вынужденная) и времени пребывания в ней. Такие рабочие позы могут быть причиной возникновения не только ряда специфических профессиональных заболеваний нервно-мышечной системы, но и становится весьма существенным фактором риска возникновения остеохондроза, остеоартроза, пояснично-крестового или шейно-грудного радикулита.

Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению. Недостаточная мышечная деятельность усугубляет напряжение нервной и эмоциональной сфер. Дефицит движения, особенно в сочетании с эмоциональными стрессами, может привести к нервно-психическим расстройствам у сотрудников офиса. При неправильно организованном режиме труда и отдыха сотрудников офиса может развиваться переутомление, которое сопровождается резким падением производительности и эффективности труда, а так же проявиться некоторыми формами общесоматической патологии: невротические расстройства, вегетососудистая дистония, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и др. Профилактика заболеваний сотрудников офиса должна включать комплекс мероприятий. В первую очередь работодатель должен создать благоприятный микроклимат рабочей среды. Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха на рабочих местах, а так же уровни положительных и отрицательных аэроионов и химических веществ в воздухе помещений, должны соответствовать действующим санитарным нормам микроклимата производственных помещений. Наиболее радикальным средством в профилактике физического и психического перенапряжения является правильная организация рабочих мест. Иными словами, оборудование и рабочие места, предназначенные для работников офиса, должны соответствовать антропометрическим данным, физиологическим и психологическим особенностям человека. Если при осуществлении своей деятельности работник использует компьютер, то организации рабочих мест должна соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»

Основой профилактики физических перегрузок и последствий, вызванных ими, является оптимизация условий труда. Особую значимость для предупреждения перенапряжения имеют рациональные режимы труда и отдыха, установленные в соответствии с характером и условиями труда, динамикой функционального состояния работников. Рациональный режим, помимо перерыва на обед, должен включать регламентированные перерывы, общая продолжительность которых должна быть не менее 2-3 перерывов по 15 минут каждый.

Перерывы следует заполнять производственной гимнастикой, направленной на расслабление основных работающих мышц, проведение самомассажа рук. В целях предупреждения развития профессиональной патологии следует проводить предварительные и периодические медицинские осмотры (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №302 Н от 12.04.2011). Особое значение при этом приобретают индивидуальная чувствительность и диагностика ранних доклинических признаков заболевания. При наличии вредных и опасных факторов рабочей среды целесообразно проводить специальную оценку условия труда рабочих мест.

 

ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: О дорогостоящей косметике и косметических услугах в кредит

В последнее время потребителей, особенно женщин, все чаще приглашают на бесплатные косметические процедуры, с целью попробовать процедуру или какое - либо косметическое средство.  Обычно звонят по телефону и доверительным тоном, а иногда очень настойчиво приглашают прийти в медицинский центр и при этом обязательно иметь при себе паспорт, якобы для оформления пропуска.  Оказываясь в салоне, где создана приятная атмосфера с располагающей музыкой и ароматами, вас приглашают пройти в кабинет якобы всего лишь для того чтобы только протестировать косметическое средство. Обычно всегда делают «супер» процедуры на одной половине лица, чтобы потом сравнить результат. При этом «косметолог» начинает незатейливую и очень располагающую беседу о всех сферах жизни (в том числе, как важно быть красивой и ухоженной).  После процедуры начинают уговаривать стать клиентом салона (медцентра), либо приобрести комплект косметики (медицинских изделий). Косметика и услуги стоят дорого, вы начинаете ссылаться на отсутствие финансовых средств. И тут вам сразу же предлагают рассрочку и скидку 30% по случаю сегодняшней акции. Обычно все это происходит вечером в будние дни, когда человек устал и невнимательно читает документы, не охотно вступает в диалог. Но уже на следующее утро или после получения смс -собщения о необходимости очередного платежа по кредитному договору, вы понимаете, что подписали кредитный договор, купив «чемоданчик красоты».

Если вы все – таки собираетесь посетить такой салон, будьте бдительны:

- до получения косметологической процедуры убедитесь в том, что используемая для этого косметическая продукция не вызывает нежелательных кожных реакций (жжения, покраснений, шелушений и т.п.) и соответствует установленным обязательным требованиям;

- не торопитесь принимать решение о покупке косметических средств, оставьте себе время для оценки необходимости в использовании предлагаемых товаров и наличия финансовой возможности для их оплаты, в том числе, с учётом мнения членов семьи;

- не подписывайте предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв предварительно их содержание;

- помните, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств;

 - помните, что потребитель свободен в своем праве заключения договора, и его понуждение к этому не допускается.

 

 

Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова Наталия Александровна